ПОИСК В СЛОВАРЯХ:

Ре­ко­мен­да­ции по на­пи­са­нию наз­ва­ний, свя­зан­ных с ре­ли­ги­ей

§ 181. С про­пис­ной бук­вы ре­ко­мен­ду­ет­ся пи­сать: сло­во Тро­ица (три­еди­ный Бог у хрис­ти­ан; так­же Свя­тая Тро­ица), име­на Бо­жии лиц Свя­той Тро­ицы (Бог От­ец, Бог Сын, Бог Дух Свя­той) и сло­во Бо­го­ро­ди­ца; все сло­ва, уп­от­реб­ля­ющи­еся вмес­то слов Бог (напр.: Гос­подь, Соз­да­тель, Все­выш­ний, Все­дер­жи­тель, Тво­рец, Спа­си­тель, Бо­го­че­ло­век) и Бо­го­ро­ди­ца (напр.: Ца­ри­ца Не­бес­ная, Пре­чис­тая Де­ва, Ма­терь Бо­жия); при­ла­га­тель­ные, об­ра­зо­ван­ные от слов Бог, Гос­подь, напр.: бла­го­дать Бо­жия, Гос­под­няя (Гос­под­ня) во­ля, храм Бо­жий, Бо­жест­вен­ная Тро­ица, Бо­жест­вен­ная ли­тур­гия (но в пе­ре­нос­ном зна­че­нии — строч­ная бук­ва, напр.: бо­жест­вен­ный ‘вос­хи­ти­тель­ный’; то же в та­ких ус­той­чи­вых со­че­та­ни­ях, как бо­жий оду­ван­чик, божья ко­ров­ка).

Сло­ва а­пос­тол, про­рок, свя­той, пре­по­доб­ный, му­че­ник, бла­жен­ный и т. п. пе­ред собс­твен­ны­ми име­на­ми пи­шут­ся со строч­ной бук­вы, напр.: а­пос­тол Па­вел, пре­по­доб­ный Сер­гий Ра­до­нежс­кий, му­че­ник Ири­ней, свя­той Ва­си­лий Ве­ли­кий, бла­жен­ная Ксе­ния Пе­тер­бург­ская, но: Прес­вя­тая Бо­го­ро­ди­ца, Прес­вя­тая Тро­ица.

При­ме­ча­ние 1. В по­зи­ции пос­ле собс­твен­ных им­ен те же сло­ва мо­гут пи­сать­ся по-раз­но­му, и это оп­ре­де­ля­ет­ся в сло­вар­ном по­ряд­ке. Ср., напр.: Илья-про­рок, но Ва­си­лий Бла­жен­ный.

При­ме­ча­ние 2. В цер­ков­но-ре­ли­ги­оз­ных (мо­лит­вах, про­по­ве­дях и т. п.) и ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­софс­ких текс­тах с про­пис­ной бук­вы пи­шут­ся мес­то­име­ния, за­ме­ня­ющие сло­ва Бог, Бо­жий, напр.: Да свя­тит­ся имя Твое; да бу­дет Его свя­тая во­ля.

При­ме­ча­ние 3. В ус­той­чи­вых со­че­та­ни­ях, уп­от­реб­ля­ющ­их­ся в раз­го­вор­ной ре­чи вне пря­мой свя­зи с ре­ли­ги­ей, ре­ко­мен­ду­ет­ся пи­сать бог (а так­же гос­подь) со строч­ной бук­вы. К ним от­но­сят­ся: (не) бог весть или (не) бог зна­ет (кто, что, ка­кой) — ‘о ком-, чём-н. не оч­ень важ­ном, нез­на­чи­тель­ном’, бог (гос­подь) его зна­ет — ‘не­из­вест­но, не знаю’, бог с ним (ней, то­бой, ва­ми) — ‘пусть бу­дет так, лад­но, сог­ла­сен (хо­тя мне это и не нра­вит­ся)’, бог с то­бой (ва­ми) — вы­ра­же­ние не­сог­ла­сия, бог зна­ет что — вы­ра­же­ние воз­му­ще­ния; не дай бог, ра­ди бо­га, убей (ме­ня) бог, как бог на ду­шу по­ло­жит и др.

Не сле­ду­ет пи­сать с про­пис­ной бук­вой меж­до­ме­тия ей-бо­гу, бо­же, бо­же мой, гос­по­ди, гос­по­ди бо­же мой, бог ты мой, бо­же сох­ра­ни, бо­же упа­си в от­ли­чие от тех слу­ча­ев, ког­да фор­мы Бо­же, Гос­по­ди вы­ра­жа­ют об­ра­ще­ние к Бо­гу. В не­ко­то­рых слу­ча­ях вы­бор на­пи­са­ния за­ви­сит от кон­текс­та. Так, мо­жет быть на­пи­са­но сла­ва Бо­гу (ес­ли кон­текст ука­зы­ва­ет, что го­во­ря­щий дей­стви­тель­но бла­го­да­рит Гос­по­да Бо­га) и сла­ва бо­гу (ес­ли по кон­текс­ту яс­но, что уп­от­реб­лен рас­хо­жий раз­го­вор­ный обо­рот: В тот раз он, сла­ва бо­гу, при­шёл вов­ре­мя!). Но в со­че­та­нии не сла­ва бо­гу ‘неб­ла­го­по­луч­но’ про­пис­ная бук­ва не­воз­мож­на (У не­го всё не сла­ва бо­гу).

Пра­ви­ла рус­ской ор­фог­ра­фии и пунк­ту­ации. Пол­ный ака­де­ми­чес­кий спра­воч­ник / Под ред. В. В. Ло­па­ти­на. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИ­ГА, 2014. — 432 с. — (Спра­воч­ни­ки рус­ско­го язы­ка).